Ни один вид спорта не имеет такого большого гигиенически-оздоровительного и лечебного значения, как плавание. Объясняется это многими факторами. Прежде всего, сама водная среда и создаваемые ею физическое, механическое, биологическое и температурное воздействие являются причиной множества благоприятных реакций организма, стимулирующих профилактику и лечение различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем.
Занятия плаванием имеют очень большое воспитательное значение. При обучении плаванию создаются условия для формирования личности, что способствует развитию целеустремленности, настойчивости, самообладания, решительности, смелости, дисциплинированности, самостоятельности, творчества, а также умение действовать в коллективе. Умение плавать является навыком, необходимым человеку в самых разнообразных жизненных ситуациях.
Занятия по обучению плаванию в нашем учреждении проводит руководитель физвоспитания, обязательно присутствует медсестра и воспитатель. Занятия проводятся в первую половину дня, их продолжительность чётко регламентируется санитарными правилами и зависит от возраста ребенка:
2 младшая группа –15 минут,
средняя группа – 20 минут,
старшая группа – 25 минут.
Занятия состоят из трех частей.
Подготовительная часть проводится в воде у бортика или рядом с бортиком и направлена на дыхательные упражнения, подготовку к плаванию.
Основная часть проводится в воде, где дети выполняют различные игры и упражнения, осваивают элементы разных видов плавания.
Заключительная часть, как правило, самая любимая детьми – водные игры, свободное плавание, забавы.
Задачей минимум является ознакомление детей с водой, привыкание к ней, задачей максимум – овладение основными видами плавания.
Занятия в бассейне проводятся в подгруппах. Число детей в подгруппе, как правило, не превышает 8-10. Дети, не пошедшие по каким-либо причинам на занятие в бассейне, остаются в группе с помощником воспитателя.
Перед началом «плавательного сезона» с детьми проводятся беседы, в которых детей знакомят с правилами безопасного поведения в бассейне, проводят ознакомительные экскурсии по помещениям бассейна.
К занятиям в бассейне допускаются воспитанники:
- не имеющие медицинских противопоказаний для занятий в бассейне,
- не имеющие открытых ран или признаков кожных заболеваний;
- не имеющие признаков простудных заболеваний (насморк, кашель и т.п.)
- не имеющие на теле переводных картинок (временных тату).
Что нужно для занятий в бассейне:
- все купальные принадлежности родители собирают накануне, приносят в день занятий с собой в детский сад. После занятия все вещи забираются домой, чтобы постирать и просушить перед следующим занятием;
- плавки для мальчиков и купальник для девочек;
- резиновая шапочка;
- резиновая обувь;
- полотенце;
- все купальные принадлежности ребёнка должны быть подписаны удобным способом.
Как подготовить ребёнка к занятиям в бассейне:
- научить ребёнка самостоятельно мыться под душем;
- научить ребёнка самостоятельно одеваться и раздеваться;
- показать, как подписаны его купальные принадлежности, чтобы он мог отличить их от чужих.
- Консультация «Как подготовить ребёнка к занятиям в бассейне». Полный текст смотреть здесь.
Как увидеть успехи детей в обучении плаванию?
В старшей группе в завершении «плавательного сезона» в учреждении организуется «День открытых дверей в бассейне» (при благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановке), на который приглашаются родители. Во время занятия родители могут увидеть достижения своих детей, сделать фото- и видеосъёмку.
Зачем дошкольникам бассейн?
Плавание с самого раннего возраста – один из самых простых способов сделать ребенка закаленным, здоровым и физически развитым.
Родители часто выбирают для детей плавание просто в качестве очередного развлечения и даже не ожидают, что занятия могут дать сразу же заметный эффект.
Занятия плаванием оздоравливают весь организм ребенка и являются мощным стимулом к умственному и физическому развитию детей, эффективны и в качестве посттравматической реабилитации детей.
Но главное, плавание для детей – это отличная процедура закаливания, позволяющая укрепить иммунитет и не допустить простудных и других заболеваний!
Вода – лучший детский массажист!
Купание в бассейне – это массаж всего тела одновременно, причем массаж эффективный и бережный!
А вдруг ребёнок простынет в бассейне?
Не стоит бояться, что ребенок будет простужаться в бассейне. Нередко родителям свойственно заблуждение – если ребенок простыл в бассейне, то ходить мы туда больше не будем. Нужно вылечиться и приходить на занятия снова, детский организм быстро адаптируется и начнет закаливаться.
Статистика о детском плавании.
Систематические занятия плаванием улучшают физическое развитие у 93,5% детей. Такие дети быстрее растут, у них увеличивается жизненная емкость легких, легкие становятся более мощными, а мышцы более крепкими. А еще у детей укрепляются суставы, сердечно-сосудистая и дыхательная системы, формируется правильная осанка, улучшается кровообращение, укрепляет нервная система, увеличивается сила и выносливость.
Выполнение в воде физических упражнений вовлекает в процесс дыхания больший объем легких, способствует увеличению их жизненной емкости, улучшению обогащения крови кислородом. Все это вместе с закаливающим действием воды является хорошей профилактикой заболеваний.
Кто боится воды? Дети или родители?
Бывает такое, что ребенок на первом занятии капризничает, боится воды. Родители это знают и решают прекратить занятия. Но ведь он же не первый закапризничавший малыш. Педагоги умеют заинтересовать и успокоить маленьких пловцов.
Вначале ребенок просто посмотрит, как ведут себя в бассейне другие дети, потом мячик бросит, потом руки помочит. Смотришь – ребёнок увлекся и уже не прочь войти в воду. Никто не будет ребенка заставлять и пугать – плавать он пойдет только по своему желанию.
На занятиях соблюдается принцип постепенности и индивидуального подхода для преодоления различной степени боязни воды у ребенка. И здесь необходима Ваша помощь в мотивации ребенка. Она заключается в том, чтобы Вы проявляли интерес к занятиям ребенка, расспрашивали его о том, что он выполнял на занятиях, боялся ли, что получилось, а что - нет. И вот на этом этапе многие родители совершают ошибку. Если ребенок говорит, что ему страшно было выполнять «пузырьки», «звездочку» или «погружение лица в воду», то некоторые родители говорят: «не делай этого» или «я поговорю с педагогами, чтобы тебя не заставляли этого делать» и т. д. Вы совершаете большую ошибку! Важно помочь ребенку преодолеть боязнь и похвалить его, сказав, что у тебя обязательно получится. Каждому ребенку необходимо различное время для преодоления боязни, но это время обязательно наступит.
Никогда не сравнивайте успехи своего ребенка с успехами сверстников («Петя уже умеет, а ты еще нет!», вместо этого скажите: «И ты сможешь как Петя, только надо потрудиться, постараться и потом обязательно получится!»).
А еще ребенку передаются мамины мысли, мама всегда должна поощрять занятия плаванием и никогда не показывать тревогу по этому поводу.
Хотите, чтобы ребенок вырос здоровым, надо сделать так, чтобы ребенку захотелось идти в бассейн!