Если ребенок плохо говорит.
Что нужно знать родителям о развитии речи дошкольника
1,5 года.В полтора года у нормально развивающегося ребенка в словаре уже 50-60 слов: появляются односложные предложения-требования: «Пать!»(«Спать!»), «Гуять!» («Гулять!»). Ребенок этого возраста многие звуки в словах переставляет, опускает, заменяет более простыми по артикуляции. Это объясняется возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, недостаточным уровнем развития фонематического восприятия. Но характерным для этого периода при нормальном речевом развитии является стойкое воспроизведение мелодических контуров слов. Например: итотьки-цветочки, бибибиська- воробьишка, ибуяська-Чебурашка и т.п.
После полутора лет у ребенка сначала появляются двусложные слова из открытых слогов (вода, нога, иду, хочу) потом – трехсложные (бананы, говорю, гуляю). По мере усвоения трехсложных слов ребенок переходит к построению предложений. Появляются формы множественного числа существительных и глаголов (ноги, идут).
2 года.К двум годам у нормально развивающегося малыша в обиходе более двухсот слов и короткие фразы (Мама, иди. Не пить. Тетя, лялю. Мама, Вова, пать. Катя, сиди тут.)
Многие исследователи называют этот возраст периодом «телеграфной речи», когда ребенок в основном использует только существительные и глаголы и строит фразы из двух-трех слов, передающие определенный смысл и поэтому выполняющие роль предложений. Как правило, речь ребенка этого возраста ситуационна, может быть правильно понята в определенной ситуации.
В это время малыш начинает употреблять не только существительные и глаголы, но и другие части речи: личные местоимения (я, он, она), наречия (там, вон, где, хорошо, еще), прилагательные (красный, большой, маленький, хороший, плохой). Появляются простые предлоги (на, в, у, под, за), есть соединительные союзы.
2,5 года. Уже в 2,5 года ребенок, речь которого развивается нормально, использует сложносочиненные предложения (Мы гуляли с Тобиком в парке, и он лаял на белок.), задает вопросы со словами где? когда? (Где моя машинка? Когда мы пойдем гулять?)
3 года. К трем годам в словаре ребенка более тысячи слов, в речи сложны предложения различной конструкции (Папа подарит мне новый велосипед, когда я подрасту. Саша получит конфетку, если вымоет руки.) Именно в этом возрасте исчезает смягчение практически всех согласных звуков, которые до этого момента можно было считать физиологической нормой. В речи трехлетнего малыша еще встречаются грамматические ошибки, может быть нарушено произношение свистящих звуков «с», «з», «сь», «зь», шипящих «ш», «ж», «щ», аффрикат «ц», «ч» и сонорных звуков «р», «рь», «л», «ль».
Если малыш на третьем году жизни все еще не хочет говорить или говорит очень мало и плохо, активно использует жесты, не теряйте времени и немедленно отправляйтесь к специалистам: логопеду, психологу, невропатологу, настаивайте на проведении углубленного обследования. К сожалению, некоторые педиатры часто успокаивают родителей не говорящих или плохо говорящих детей и утверждают, что нужно подождать, когда ребенок заговорит. Но период с одного года до трех лет специалисты называют сенситивным периодом развития речи, поэтому отставание в речевом развитии в этом возрасте будет очень сложно, а иногда и невозможно полностью компенсировать. Не успокаивайте себя, не прячьте голову в песок. Конечно, ребенок действительно может заговорить несколько позже своих сверстников. К этому может привести целый ряд причин.
Хорошо известно, что в одной и той же семье дети начинают говорить в разные сроки. Как правило, старшие дети осваивают речь быстрее, чем их младшие братья и сестры. Интенсивность и качество ваших занятий с ребенком также является существенным фактором, влияющим на динамику развития речи, в том числе и на начало активной самостоятельной речи. Оказывает влияние на этот процесс состояние здоровья ребенка. Если ребенок соматически ослаблен, часто и подолгу болеет, то и говорить он начинает позже, и в нервно-психическом развитии отстает от сверстников. Существует убеждение, что девочки начинают говорить раньше и их речь развивается быстрее. Это связано с различиями в строении мозга девочек и мальчиков, в функциях его отделов. Исследования ученых убеждают в большой роли генотипа в динамике и успешности развития речи. В некоторых семьях из поколения в поколение дети начинают говорить не в год, а в полтора-два года. И, тем не менее, если речь вашего ребенка развивается медленно и неравномерно, если у ребенка отягощен анамнез, отмечались повреждающие воздействия во время родов или в первые месяцы жизни, стоит диагноз ПЭП (перинатальная энцефалопатия), лучше обратиться к специалистам, выявить причину неблагополучия, незамедлительно начать комплексное лечение.
4 года. К четырем годам в словаре у вашего ребенка должно быть около двух тысяч слов, гораздо меньше грамматических ошибок, но еще возможно нарушение произношения звуков «Ш», «Ж», «Щ», «Ц», «Ч», «Р», «РЬ», «Л», «ЛЬ», а вот звуки «С», «З», «СЬ», «ЗЬ» ребенок уже произносит правильно и чисто говорит: «сок», «носок», «зубы», «коза», «осень», «зима» и т. п. Малышу доступны различные формы общения (диалогическая и монологическая, ситуативная и контекстная речь). Он отвечает на ваши вопросы о том, что видел на прогулке, чем занимался в детском саду, легко запоминает и рассказывает короткие стишки, рассматривая книжки, пересказывает сказки, которые вы ему неоднократно читали.
Вы продолжаете много общаться с ребенком, смотрите и обсуждаете мультфильмы, ходите в театр на детские спектакли. Вы учите своего ребенка быть вежливым , здороваться и прощаться с окружающими, говорить «волшебные» слова «спасибо» и «пожалуйста». Вы следите за своей речью и не допускаете использования близкими в присутствии ребенка бранных и сорных слов. Помните: речь вашего ребенка будет отражением вашей речи.
5 лет. К пяти годам уже и звуки «Ш», «Ж», «Щ» произносятся правильно. Ваш сын или ваша дочь уже абсолютно чисто произносят слова «шуба», «мышка», «жук», «кожа», «щетка» и т. п., не путают звуки «С» - «Ш» и «З» - «Ж» в речи. Например, пятилетний ребенок легко повторит вслед за вами следующие пары слов:
Миска – мишка;
Маска – Машка;
Каска – кашка;
Соска – шашка;
Пасу – пашу;
Коза – кожа;
Роза – рожа;
Лизать – лежать.
Развивающийся навык слухового восприятия помогает ребенку контролировать собственное произношение и даже слышать ошибки в речи окружающих. В этот период формируется языковое чутье, что обеспечивает уверенное употребление в самостоятельных высказываниях практически всех грамматических категорий. Ребенок не путает падежи имен существительных и не говорит: «Я рисую карандашом и ручком». Он скажет верно: «Я рисую карандашом и ручкой». Он не скажет: «Пять карандашов», а употребит верную форму: «Пять карандашей». Он уже умеет правильно использовать предлоги и не говорит: «Чашка упала от стола», а правильно скажет: «Чашка упала со стола». Ребенок этого возраста легко составит рассказ по серии картинок.
Так же легко он перескажет содержание просмотренного мультфильма или спектакля, прочитанного воспитателем в детском саду рассказа. Он уже знает и помнит много стихов, умеет отгадывать загадки и, главное, объясняет, что помогло ему отгадать загадку. Например, ребенок легко отгадает загадку:
Пробежала кочка
Около пенечка.
А у кочки черный нос
И в колючках спинка.
На колючках листьев воз
С дуба и осинки.
Малыш, конечно же скажет, что это еж, и легко объяснит, что ежик действительно похож на кочку, у него спинка в колючках и он таскает на колючках листья. Если у ребенка возникают сложности при отгадывании загадок, сначала используйте загадки – упражнения типа «Подскажи словечко»:
Полосатой рыжей спинкой,
Ластясь, трется о ботинки,
Машет кончиком хвоста.
Говорю я про …(кота).
Пятачок и хвост крючком.
Ты, конечно, с ним знаком.
Он – большой свиньи ребенок,
А зовется - …(поросенок).
Учите ребенка объяснять, как он отгадал загадку, что ему помогло найти отгадку. Это развивает не только речь, но и мышление ребенка.
6 лет.К шести годам процесс фонемообразования у нормально развивающегося ребенка заканчивается, он правильно произносит в свободной речи абсолютно все звуки родного языка, не путает их между собой в речевом потоке. Но в любом случае накануне поступления в школу ребенка необходимо показать логопеду. История типа «Сам себе логопед» сродни истории «Сам себе хирург». К сожалению, родители не всегда слышат дефектное произношение у своего ребенка. Проверьте себя и состояние звукопроизношения ребенка самостоятельно, предложите повторить вслед за вами следующие цепочки слов и предложения.
* Сова, коса, пес. На суку сова. Под скамейкой собака.
* Сено, осень, лось. Осенью краснеют листья.
* Зонт, коза, заноза. У Зои новый зонт.
* Зима, корзина, резина. У Зины в корзине земляника.
* Цепи, овца, палец. У цапли куцый хвост.
* Шапка, кошка, малыш. Шапка да шубка – вот и наш Мишутка.
* Жук, ножи. Жук жужжит. Жаба в луже.
* Щенок, вещи, лещ. Щенок тащит щетку.
* Чай, бочка, ночь. Бочка у печки. Печка из кирпича.
* Яма, майка, лай. У Майки новая лейка.
* Лапа, колобок, пол. На полу лужа. У Володи лопата.
* Лес, поляна, соль. В лесу лиса. Лена ела малину.
* Рыба, марка, забор. Рома красит забор. У забора помидоры.
* Река, моряк, букварь. У Ирины мандарины. Гриша соберет под березой грибы.
Даже если вам кажется, что ваш ребенок говорит абсолютно чисто, обратитесь к учителю и проверьте, так ли это на самом деле. Скоро ваш ребенок отправится в школу, и нарушение произношения звуков может стать препятствием для овладения ребенком чтением и грамотным письмом.
К шести годам ребенок должен овладеть развернутой фразовой речью. Фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Он легко пересказывает прочитанные ему рассказы и сказки, составляет рассказы не только по серии картинок, но и по сюжетной картинке. Например, он легко составит рассказ по картине, особенно если вы предварительно зададите ему вопросы:
* Кого ты видишь на картине?
* Куда вышли дети с воспитателем?
* Кого они увидели на рябине?
* Какими были снегири?
* Как смотрели на них дети?
Выбегай поскорей посмотреть на снегирей.(пример)
На картине изображен морозный зимний день. Все вокруг покрыто снегом. Снег кажется голубым.
Воспитатель вывела детей на прогулку на участок детского сада. Видно, что они уже давно гуляют. У них раскраснелись щеки, одежда в снегу. Наверное, они уже катались с горки, возили друг друга на санках, расчищали дорожки от снега. В руках у детей мы видим лопатки. Девочка в красной куртке держит за веревку санки.
Воспитатель – молодая, красивая женщина. Она в сером пальто, белых берете и шарфе. У нее тоже розовые щеки. Она обратила внимание детей на стаю снегирей и вместе с ними наблюдает за тем, как птицы лакомятся ягодами.
Дети замерли, увидев стаю красивых птиц. Снегири красногрудые, яркие. Они распушили перышки и клюют рябину. Вечером дети будут рассказывать мамам и папам, какое чудо они увидели на прогулке.
В этом возрасте ваш сын или дочь знает много стихов и рассказывает их выразительно, правильно и четко произнося все звуки и слова. Теперь это уже не только стихи А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака, но и произведения русских классиков.Предложите ребенку послушать, а потом выучить с вашей помощью несколько стихотворений. Покажите, как следует выразительно читать стихи.
Зимнее утро.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А.Пушкин.
Что нужно делать родителям ребенка с нарушениями развития речи
- Не медлите с обращением к специалистам, если речевое развитие малыша запаздывает.
- Не отказывайтесь от медикаментозного лечения, назначенного невропатологом.
- Соглашайтесь на немедикаментозное лечение ребенка. Помните, что помощь малышу должна быть комплексной.
Итак, если вы обнаружили, что речевое развитие вашего ребенка не соответствует возрастным нормам, задерживается, протекает своеобразно, если в течение беременности и родов отмечались какие-либо отклонения, если вашему ребенку поставлен диагноз «ПЭП» (перинатальная энцефалопатия), не слушайте советов родственников и знакомых, у которых ребенок «не говорил до 3-х лет, а потом заговорил сразу предложениями», не успокаивайтесь, даже если педиатр, наблюдающий ребенка, советует подождать, пока ребенок не заговорит сам. Настаивайте на немедленном направлении ребенка на осмотр к специалистам.
Если невролог назначит медикаментозное лечение вашему малышу, не пугайтесь и не отказывайтесь, не говорите, что подобные препараты «назначают бабушкам, перенесшим инсульт». Доверьтесь специалисту, который будет лечить вашего ребенка. Если время будет упущено, медикаментозное лечение уже не будет столь эффективным, как в раннем детстве.
При назначении немедикаментозного лечения – массажа, физиотерапевтических процедур, лечебной физкультуры – медикаментозное лечение станет белее действенным, поэтому постарайтесь выполнить назначения в полном объеме.
Некоторые родители считают, что заниматься с ребенком должны исключительно специалисты, которые «получают за это деньги». Но ведь это ваш ребенок и ваши проблемы прежде всего, и именно вы в первую очередь заинтересованы в том, чтобы ребенок был здоров и развивался соответственно возрасту, а потом успешно учился в школе. Займите активную позицию! Знайте, что ничего не может быть важнее для вас, чем здоровье и благополучие вашего ребенка. Играйте и общайтесь с ребенком ежедневно, даже если вы работаете и у вас для этого остается мало времени. Иногда достаточно пообщаться с ребенком по дороге в детский сад или из детского сада домой. На прогулке можно поговорить о том, что делал ребенок в детском саду, что ему было особенно интересным; можно вместе понаблюдать за изменениями в природе и погоде; можно рассмотреть транспорт, который едет по улице; выучить небольшое стихотворение и т.п. А когда вы будете готовить ужин, посадите ребенка рядом с собой, дайте ему бумагу и краски или карандаши. Пусть он рисует то, что только что видел на улице, и рассказывает вам о том, что рисует. Дети очень любят такие минуты, и вы в свое время будете вспоминать о них с необыкновенной теплотой и сожалением, что дети так быстро выросли и у вас уже не будет возможности так часто и так близко общаться. Поверьте, вы будете вспоминать минуты, когда ваши дети были крохами, как самые счастливые моменты вашей жизни.
Игры и упражнения, рекомендованные педагогами, не будут лишними в ваших домашних занятиях с ребенком. Особое внимание обратите на пальчиковую гимнастику, потому что развитие пальцевой моторики напрямую связано с развитием речи. Чем лучше будут работать пальчики вашего ребенка, тем успешнее будет развиваться его речь. Поэтому с самого раннего детства используйте самые разные игрушки и пособия для развития мелкой моторики. Посмотрите, с каким удовольствием ваш малыш (конечно, под вашим присмотром!) будет складывать в ведерко или кузов грузовика желуди, каштаны или шишки, найденные на прогулке в лесу, или камешки, привезенные с моря. Предложите девочке разбирать и складывать в разные чашки смешанную белую и цветную фасоль. А мальчик с удовольствием разберет и разложит в два контейнера гайки и болты. Приобретайте для малыша самые разные мозаики, конструкторы, благо выбор их сейчас просто огромен. Знайте, что развивающие игрушки гораздо нужнее вашему ребенку, чем банальные куклы и машинки. Играйте с ребенком, будьте терпеливыми, верьте, что вам удастся с помощью специалистов решить проблемы в развитии речи вашего сына или вашей дочери.
Успехов и здоровья вам и вашим детям!
раскрыть » / « свернуть